Экологическая страница централизованной библиотечной системы г. Орла

Централизованная библиотечная система Орла

Дворянское гнездо

Это небольшая живописная часть города, литературно-исторический и ландшафтный заповедник. Его прошлое связано со знаменитыми романами писателей-орловцев И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» и рассказом Н.С. Лескова «Несмертельный Голован». В мае 1903 г. Орловским обществом любителей изящных искусств здесь был открыт сад «Дворянское гнездо». На его территории ставились любительские спектакли, устраивались музыкальные концерты, в праздники проводились гулянья. В 1967 г. институтом «Орелгражданпроект» был составлен проект, по которому благоустроили «Дворянское гнездо». В этом же году построили беседку-ротонду (архитекторы О.Левитский и С.Аганова), благоустроили часть Октябрьской улицы. В 1971 г. был установлен бюст И.С. Тургенева (скульптор Г.Бессарабский). В 1987 г. решением облисполкома ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» и прилегающая к нему территория объявлены охранной зоной. В сентябре 1993 года установлен памятный знак с надписью: «Министерство культуры РСФСР. Памятник истории. Ландшафтный сквер. Дворянское «гнездо» XIX — нач. XX в. Охраняется как всенародное достояние.

Январский номер журнала «Современник» 1859 года представил «Дворянское гнездо» читающей публике и началось «узнавание» прообразов персонажей — в столицах и в губернских городах. «Скорее всего, Тургенев отправлялся от какого-нибудь хорошо известного ему события, имея ввиду реальных лиц — своих московских, петербургских или орловских знакомых», — писал, исследуя легенды и были «Дворянского гнезда», Л.Н. Афонин.

Почему же легенда о «Дворянском гнезде» приводит почитателей творчества И.С. Тургенева в Орел? Писатель постоянно бывал в Орле, в 50-е годы видел его возрождение после пожаров, знал его обитателей. По свидетельству Н.С. Лескова, орловцы узнавали своих земляков в Паншине, Лаврецком, Ленме, называли имена, фамилии реальных людей, их истории. В городе звучала музыка. Учителями были немецкие, чешские музыканты /из Германии и Австро-Венгрии/.

Усадебные ансамбли дворянской знати, так называемые «дворянские гнёзда» в России — это национальное явление. К началу 19 в. уже сложилась усадебная застройка Орла. Видоизменяясь, она прошла через весь 19 век.

Усадьбы на окраине города над Орликом были частью губернского Орла, со всеми признаками «дворянских гнёзд». Сады с липовыми аллеями спускались террасами к воде. С высокого берега открывалась излучина реки, заречные дали: луга, слободы, купола и главы церквей. Простая приветливая архитектура домов сливалась с природой. Правее, вверх от реки и оврага, простиралось поле.

Вот здесь, над Орликом, ещё при жизни Тургенева, народная молва поселила Лизу Калитину, место назвали «дворянским гнездом», а дом №1 по улице Верхней Дворянской /ныне Октябрьской/ — «калитинским». «Место здесь довольно красиво. Тогда, до пожаров, это был край настоящего города»... /Н.С. Лесков «Несмертельный Голован»/

Тургенев в романе возвращает читателя в 1842 год, «до пожаров». Раскрыто окно красивого дома «в одной из крайних улиц губернского города О...». «При доме находиться большой сад, одной стороной он выходил прямо на поле, за город...». Усадьба над Орликом принадлежала Коротнёвым. И чаще других с образом Лизы Калитиной молва связывала историю Евдокии Коротнёвой, что жила в этом доме, отсюда ушла в монастырь, став в монашестве Макарией. О ней сохранились воспоминания почтенных старожилов, записанные с их слов литературоведом Л.Н. Клейнбортом, посетившим Орёл в 1920-е годы.

Евдокия Коротнёва родилась в 1825 году. В 1842-м, когда происходят события в романе, ей было 17 лет. Как и Лиза Калитина в романе, она помещена в дальний монастырь. И связано это было, вероятно, с тем, что Введенский женский монастырь, находился между улицами Введенской и Болховской /ул. 7-е ноября и ул. Ленина/ в Орле, перестал существовать: в мае 1843 года сгорел и более на прежнем месте монастырь не восстанавливали.

Построен вновь монастырь на окраине Курских улиц, у Христорождественской церкви. «Торжественное открытие сего девичьего монастыря последовало 31 октября 1848 года», спустя 5 лет /ф.58, оп.1, д.488/

Тогда и вернулась в Орёл схимонахиня Макария. 1850 год. Пожар в Третьей части города уничтожил многие деревянные постройки и в том числе дома Тургеневых, Бурнашовых (бывший Лесковых), Коротиневых /кварталы 12, 15/. Новые владельцы усадьбы и дома № 1 по Верхней Дворянской - А. К. Соколова, затем М. И. Оберг.

Усилиями властей, владельцев и строителей город после пожаров быстро возрождался, сохраняя усадебные ансамбли. На каменных фундаментах дома Коротневых, сгоревшего в пожаре, возводится новый.

«Проект на постройку деревянного дома со службами на месте полковницы Марии Ивановны Оберг в третьей части города Орла на Верхней Дворянской улице» составлен и подписан губернским архитектором И. П. Лупохиным, утвержден губернской строительной и дорожной комиссией в марте-июне 1855 года. Все постройки возведены в течение года (1855-1856 гг.)

Новой владелице А. П. Остен-Сакен в апреле 1858 года досталась усадьба уже с постройками.

А с марта 1859 года владельцем усадебного места с домом и службами становятся коллежский советник Африкан Васильевич Сафонов, старинный приятель И. С. Тургенева, сосед его по имению /Сергиевское/. Они встречались в деревне и в Орле. Писатель бывал в этом доме, как установила Л.В. Иванова.

Первоначально, по архивным чертежам и фотографиям, деревянный одноэтажный дом имеет простое классическое решение плана и фасада; помещения — только необходимые: вестибюль, гостиная, диванная, столовая с буфетом и печью, кабинет. Коридор объединяет спальные комнаты, детскую, девичью, служебные помещения. Выходы разделены: парадный с улицы, хозяйственный со двора; Выход в сад из коридора. Со стороны сада — остекленная веранда, у которой сходятся садовые аллеи. Сад пейзажный. В саду — беседка.

Сюда весной 1889 года впервые пришел юный Иван Бунин. А спустя сорок лет он вспомнил и Орел, и «сад, узорчатый на чистом, закатном небе. Лиза...» Вспомнил, как поэтический образ, но не для того, чтобы в 2000-м году его роман использовали как документ, утверждающий, что дом был разрушен еще в 19-м веке. «Жизнь Арсеньева» — не жизнь Бунина, не автобиография. Это художественное произведение. Именно на этом настаивал автор. У писателя есть право художественного вымысла. Вот последний приезд Бунина в Орел, в начале 20-го века, отмечен в его письме от 17 мая 1915 года: «...едучи сюда, я был три дня в Орле. Снова посетил ту усадьбу на окраине Орла, которая описана в «Дворянском гнезде» — вот причина, почему я перечитываю его...»

 

К. Седойкина, краевед. Июль, 2000 г.