Экологическая страница централизованной библиотечной системы г. Орла

Централизованная библиотечная система Орла

Калинина, Е. Экологические тропы тургеневской усадьбы / Е. Калинина // Орловский вестник. - 2008. - № 18 (30 апр.). - С. 17.

В год 190-летия со дня рождения И.С. Тургенева в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново» особое внимание решили уделить экологическому образованию и воспитанию молодежи. Для этой цели научными работниками разработана целая программа, в рамках которой на днях прошел семинар «Пути практического решения экологических проблем в музеях-заповедниках М.А. Шолохова и «Спасское-Лутовиново» И.С. Тургенева».

В течение трех дней его участники обменивались мнениями о том, как сохранить биологическое разнообразие природных комплексов музеев-заповедников и особо охраняемых территорий, изучали организацию и методы использования культурного и природного наследия. Рассказать было о чем: в обоих музеях ведется огромная работа по данным направлениям.

— В ближайшее время мы планируем завершить работу по воссозданию лабиринтов, которая ведется вот уже в течение трех лет, — рассказал гостям заместитель директора по садово-парковому искусству и природным ландшафтам Н.Г. Хомич. — Сотрудники нашего отдела тщательно ухаживают за мемориальными деревьями, обрезают, подкармливают, по необходимости лечат. Кроме того, разбит прекрасный садовый питомник, где выращиваются сорта яблонь, которые росли в усадьбе в то время, когда там жил Иван Сергеевич.

Большую работу по экологическому воспитанию школьников ведут и сотрудники отдела мониторинга окружающей среды и защиты природы музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Вот уже несколько лет они проводят природные экскурсии по усадебному мемориальному парку и окрестностям. Их темы интересны и разнообразны: «Мемориальные деревья Спасского парка», «Видовое разнообразие травянистых растений», «Птицы заповедника»... Особенно полюбились ребятам экологические тропы по историческим окрестностям села. На маршрутах экскурсанты знакомятся с памятниками природы, которые были описаны Иваном Сергеевичем на страницах его произведений и, несмотря на полуторавековую давность, сохранили не только свои исторические названия, но и природный ландшафт. С удовольствием бродят они по местам, где любил бывать Тургенев: Кобылий и Стромилов Верх, Поповский пруд, Пришний лес.

В течение всего года сотрудники музея читают лекции, где рассказывают посетителям о русской природе в произведениях И.С. Тургенева, удивительном мире птиц и растений. Учитывая особенности непоседливого детского характера, доступно, в форме игры, юным экскурсантам объясняют правила поведения на природе, знакомят со способами предотвращения пожара в лесу. Юные тургеневеды с удовольствием участвуют в экологических играх: «В гостях у Берендея», «Птицы — наши друзья», «Веселое путешествие в природу» и затаив дыхание слушают виртуальные экскурсии, такие как «Экологическая тропа к колодцу Бирюка», «Лекарственные растения усадьбы Спасское-Лутовиново».

Если эти формы работы научными сотрудниками используются давно, то проектно-исследовательское направление в работе музея-заповедника стало развиваться совсем недавно. Учащиеся школ N27 города Мценска и Спасского-Лутовиново постоянно проводят совместные игры как во время учебы, так и после нее. На уроках они изучают историческую документацию, читают воспоминания, художественные произведения И.С. Тургенева.

Но самый большой интерес у ребят вызывают занятия в лабораториях под открытым небом, где они берут пробы воды и изучают флору и фауну водоемов, следят за их чистотой, проводят химические анализы. Результатом подобной исследовательской работы стал экологический проект «Водоемы Спасско-Лутовиновской усадьбы», который они будут защищать на конференции среди учащихся города Мценска.

А вот ребята из Спасско-Лутовиновской средней школы сейчас работают над проектом «Зеленая аптека», который состоит из нескольких этапов. Сначала учащиеся под руководством научных сотрудников знакомятся с историей аптекарских огородов, существовавших в усадебном парке во времена Ивана Сергеевича, изучают и анализируют литературу по данной теме. Особенно точно их характеризуют воспоминания бывшего дворового Тургеневых Ф. Бизюкина: «Вся площадь, десятины в три против оранжерей и теплицы, была засажена ягодными кустами смородины, крыжовника, малины, куманики... Тут же были поделены гряды для выращивания разных душистых, пряных и аптекарских трав, как то: шалфея, мяты, иссопа, руты и пр...»

На втором этапе ребята изучают лекарственные растения, произрастающие в их местности. На занятиях они знакомятся с легендами, ведут травники, в которые записывают характеристику каждого из них, народные названия, методы заготовки и использования. Есть место на этих уроках и фантазии: мальчишки и девчонки с увлечением составляют кроссворды, придумывают загадки, сказки, делают зарисовки. А потом все вместе отправляются на природные экскурсии по усадебному парку и окрестностям Спасского, где обнаруживают уже знакомые им травы.

В свою очередь заместитель директора по садово-парковому искусству и природным ландшафтам музея-заповедника М. Шолохова Т.Я. Турчин рассказал о той работе, которую здесь проделали для сохранения, изучения и популяризации историко-культурных территорий и памятников природы. Созданное в музее общественное движение «Шолоховский родник» объединило детей и взрослых не только для изучения творческого наследия писателя, но и исследования донской природы, истории и традиций казачества.

В ходе проведения семинара были достигнуты основные цели: налаживание творческих связей, обмен опытом между единомышленниками, для которых проблема сохранения культурного и природного наследия не пустой звук. Сотрудники музеев-заповедников И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» и М.А. Шолохова пришли к мнению, что необходимо углублять дальнейший обмен научным и практическим опытом.

Какая бы работа не проводилась в музее-заповеднике, переоценить ее значение невозможно. Особенно это касается эколого-культурных проблем, столь актуальных в наше время.