Экологическая страница централизованной библиотечной системы г. Орла

Централизованная библиотечная система Орла

Губарева, Л. И. Перспективы организации и развития экологических маршрутов на территории национального парка «Орловское полесье» / Л. И. Губарева, Н. П. Рудникова // Образование и общество. - 2004. - №6. - С. 108-115.

В последние годы мы все чаще говорим об экологии. Нас волнуют многие проблемы, связанные с загрязнением водоемов, лесов и т. д. Но возникает другой вопрос: как приучить людей оберегать природу?

Появилось новое понятие — «экотуризм». По определению ВТО, экотуризм — это целевые поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. При этом они не должны нарушать целостности экосистем и причинять ущерб природной среде, это вид туристской деятельности, направленный на создание экологических стимулов для сохранения окружающей среды. Экотуризм охватывает довольно широкий спектр путешествий — от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Охраняемые территории оказывают неоценимую услугу, включая в свою работу рекреационную деятельность. Но и здесь возникает масса проблем. Во-первых, организация экологических маршрутов требует исключительного профессионализма на всех уровнях — от проводников до менеджеров. Это специализированные кадры, которых, к сожалению, не хватает. Во-вторых, мы говорим об охраняемых территориях, целью которых является природоохранность. Но сохранение природы в первозданном виде плохо сочетается с массовой рекреацией. Известно, что в некоторых случаях рекреация стала воздействовать на природу сильнее, чем многие виды хозяйственной деятельности.

Перед такими объектами стоит задача регулирования отношений человека и природы и формирования правильного отношения к окружающей среде.

Такая форма рекреации, как экологические тропы, приобрела в последнее время большую популярность. Наблюдается большое разнообразие экологических троп. Данный вид рекреации является наиболее приемлемой формой организации туристской деятельности на территории национальных парков. Помимо того, что экологическая тропа оберегает природные сообщества от негативного влияния туристских потоков, она стала основным инструментом системы экологического образования. Таким образом, экологическая тропа преследует несколько целей: удовлетворение потребностей людей в восстановлении духовных и физических сил (рекреационное назначение), а также удовлетворение потребностей в познании, т.е. экологическая тропа посредством информации о различных природных, исторических и культурных объектах призвана воспитывать бережное отношение к природе.

НП «Орловское полесье» не является исключением в плане проведения различных рекреационных и образовательных программ. Обширный природно-ресурсный потенциал парка дает возможность для организации экологических маршрутов различной направленности.

Мы предлагаем возможные варианты организации экологических троп на территории НП «Орловское полесье» на основе природно-ресурсного потенциала и имеющихся наработок парка.

Экологические тропы можно оценить по различным критериям: по длине маршрута или его продолжительности. Например, экотропа в парке «Лосиный остров» имеет длину 1 км, а знаменитая Аппалчская тропа — 3300 км. Также различают тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Экотропы могут быть линейными, кольцевыми и полукольцевыми. Есть экотропы для пешеходов, туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды. Есть летние и зимние экотропы, но все-таки основным критерием классификации экологических троп является их назначение. В данной классификации выделяется три типа троп.

Первый тип: познавательно-прогулочные экологические тропы. Протяженность таких троп — 4–8 км (может быть и меньше). Протяженность маршрута тропы зависит от удаленности объектов друг от друга, особенности ландшафта. Путешествие по данной экологической тропе рассчитано на 3–4 часа прогулочным шагом, что обуславливает наличие проходимых расчищенных дорог. Как правило, такая тропа проходит вблизи населенного пункта (центра туристского обслуживания) или у въезда в парк.

Целью экологической тропы данного типа является удовлетворение потребностей людей в восстановлении духовных и физических сил. Следовательно, тропа не должна быть сложной для прохождения, удаленной от дорожной сети.

В процессе прохождения по маршруту тропы обычно предполагается, помимо получения эстетического наслаждения от общения с природой, знакомство с природными объектами, памятниками истории и культуры. Информационная часть (будь то экскурсии или буклеты и путеводители) кроме общей информации о маршруте может затрагивать вопросы взаимоотношения природы и человека, организации хозяйственной деятельности на охраняемой территории и др.

Данный тип экологических троп в соответствии с вышеперечисленными особенностями можно организовать в таких центрах туристского обслуживания на территории Орловского полесья, как села Ильинское, Булатово, деревня Старое, пос. Жудрё, и др.

В силу того, что пос. Жудрё на сегодняшний день принимает наибольшее количество посетителей, именно здесь расположен центральный въезд в национальный парк, проведем маршрут познавательно-прогулочной экологической тропы по территории данного пункта. В качестве основы можно использовать проект экологической тропы «Пышкин луг».

Так как маршрут познавательно-экологической тропы начинается в поселке Жудрё, то экскурсоводу следует дать информации по поселку (значение его названия, легенды). Также вначале следует дать некоторую общую информацию по самому национальному парку и маршруту, в частности.

Далее маршрут по лесной дороге пройдет к Пышкину лугу, где оборудовано место для отдыха: беседки, скамейки рядом с родником. Экскурсоводу следует дать некоторую информацию по роднику, большому муравейнику, который не может не привлечь внимание посетителей, по самому Пышкину лугу: истории его названия, овеянной легендами...

Если посетители маршрута преимущественно школьного возраста, то экскурсоводу следует использовать материалы «портфеля» экскурсовода: к примеру, в рассказе о муравейнике можно продемонстрировать строение муравейника, так как это целый «муравьиный город» с домиками и «транспортным» движением, который будет интересен детям. В рассказе о роднике — его возникновение, строение.

В данном пункте маршрута необходимо предоставить экскурсантам личное время.

Затем маршрут следует продолжить в направлении зоовольерного комплекса. По пути следования посетители могут познакомиться с представителями растительного мира: редкими растениями, растениями, занесенными в Красную книгу, лекарственными растениями, сосновым бором и др.; животного мира: на данной территории часто встречаются олени. Ознакомиться с представителями животного мира посетители смогут в зоовольерном комплексе, в котором в открытых вольерах содержатся более 30 видов различных животных и птиц. Это и привычные для средней полосы России лоси, кабаны, косули, зубры, и такие экзотические представители фауны, как гуанако, муфлоны, верблюды.

У зоовольерного комплекса группу может ждать автобус для того, чтобы или продолжить знакомство с национальным парком, или отправиться домой.

Особенностью данного маршрута, познавательно-прогулочной экологической тропы, является то, что ее можно использовать как в начале программы посещения национального парка, так и в конце.

К примеру, если люди находились в пути в течение нескольких часов, то целесообразно включить прохождение данного маршрута в начало программы посещения, чтобы дать людям отдохнуть с дороги.

Посетителями маршрута тропы могут быть не только группы, но и индивидуальные туристы. Поэтому возникает необходимость в маркировке и оборудовании тропы. В начале маршрута следует установить информационный щит, который будет включать карту-схему маршрута экологической тропы, основные ее характеристики, перечень основных объектов с кратким их описанием. Но в целом текст информационного щита не должен передавать всей или наиболее интересной информации (иначе ходить далее по указателям этого щита не имеет смысла), а должен заинтересовать посетителя, вызвать желание пройти по этому маршруту. Помимо этого, следует выделить из природной среды объекты уникального значения, которые могут быть незаметны на первый взгляд. Сделать это можно посредством специального оборудования этого места (огородить, к примеру, родник); установления информационных табличек, которые должны включать наиболее интересную информацию. Часто такие таблички делаются от первого лица, то есть от лица объекта, что создает ощущение непосредственного общения объекта с посетителем. Кроме того, на протяжении всей трассы маршрута должны стоять указатели от одного объекта к другому с названием экологической тропы.

Также необходимо использование на маршруте брошюр и буклетов с картой-схемой маршрута и основной информацией.

В общем, протяженность данного маршрута познавательно-прогулочной тропы составляет приблизительно 3 км. А время прохождения зависит от многих факторов: целей, состава группы, количества человек в группе, возраста посетителей (что обуславливает скорость их передвижения).

В рамках данного вида экологической тропы может быть организован сбор ягод и грибов, тем более что территория ягодников в «Орловском полесье» составляет 2200 га. Особенно велики запасы малины и земляники.

В перспективе данный маршрут можно использовать и в зимний промежуток времени. К примеру, организовать для туристов прогулку по зимнему лесу с фоторужьем, кинокамерой, чтобы насладиться не только прелестью природы в зимний период, но и запечатлеть птиц, животных в их естественной среде, к примеру, белочку или оленя... Также посетителям можно предложить маленькое исследование по следам животных: какому животному принадлежат эти следы, куда оно отправилось, как давно его можно было видеть в этой местности... Но для организации подобного исследования необходимо участие специалиста.

Эта тропа может быть использована и как учебная экологическая тропа для проведения уроков биологии, географии, зоологии и т. д. не в стенах школы, а под открытым небом, для знакомства и изучения различных природных сообществ, представителей флоры и фауны и др.

Маршрут отображает свою многофункциональную направленность, так как позволяет не только получить положительный эмоциональный заряд в процессе общения с природой, но и удовлетворить потребности в познании в легкой и ненавязчивой форме.

Эта тропа позволяет совместить отдых с элементами познавательной деятельности. Этот тип экологической тропы не предполагает в рамках обязательной услуги экскурсионное обслуживание. Посетитель может самостоятельно пройтись по маршруту, ведь помимо познавательной стороны посетители часто ценят уединенность, тишину. Вследствие этого данный тип экологических троп требует особой организации маркировки и оборудования.

Второй тип: это учебные (образовательные) экологические тропы. Учебные экологические тропы — это маршруты, используемые в системе экологического образования и просвещения. Они рассчитаны, в первую очередь, на учащихся школ, вузов, но в целом могут быть доступны для любого посетителя. Отличительной чертой учебных экологических троп является то, что передвижение по маршруту осуществляется под руководством учителя-натуралиста или проводника-экскурсовода. Им может быть не только сотрудник парка, но и школьный учитель.

Термин «учебная экологическая тропа» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа изучает нас». Цель создания экологической тропы заключается, прежде всего, в обучении и воспитании посетителей. Известный американский эколог Олдо Леопольд сказал: «Каждый участок леса должен давать не только доски и дрова, но еще и образование», то есть расширение у посетителей объема знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. А с другой стороны, задача тропы — научить посетителей замечать различные проявления человеческих действий по отношению к природе. Другой главной задачей экологической учебной тропы является воспитание экологической культуры поведения человека. В целом тропа должна быть доступной, привлекательной и информативной.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах состоит в непринужденном усвоении информации и нормальном поведении в природном окружении. Достигается это путем отдыха и обучения во время движения по маршруту.

Одним из этапов организации учебной экологической тропы является разработка экологической образовательной программы, которая выявляет цели проведения экологических троп. Условно все цели можно разбить на две группы: природопознавательные и природоохранные, т.е. нацеленные на воспитание бережного отношения к природе. В рамках природопознавательной цели можно выделить темы, направленные на изучение природных объектов и процессов, в частности, видов флоры и фауны, поведения животных, их жизненных циклов, приспособлений к среде и т. д. Темами второй группы могут быть антропогенные изменения ландшафта, восстановление леса после пожара, значение муравейников в природе и ущерб от их разорения и т. д. В любом случае при разработке программы необходимо опираться на возможности территории. Но общей целью учебной экологической тропы (в различных ее формах) является формирование эколого-эстетического сознания и развитие творческого мышления экскурсантов.

НП «Орловское полесье» имеет все необходимые ресурсы для организации и развития данного вида экологических троп. К примеру, на основе маршрута «Родники полесья» можно организовать экологическую тропу различной направленности, в которой можно использовать объекты: п. Жудрё — озеро Центральное — городище Радовище (близ деревни Радовище) — могильник Радовище — пруды деревни Старое — Святой колодец — дендропарк — вольерный комплекс — п. Жудрё.

Маршрут тропы может начинаться в поселке Жудрё. Данный объект можно использовать в рамках темы сосуществования человека и природы, т. е. как вписываются результаты деятельности человека в природную среду, каким образом деятельность человека может повлиять на изменения в природной среде и т. д.

Так как маршрут включает озеро Центральное, пруды у д. Старое, то это дает возможность включить в образовательную программу изучение водных отложений, обитателей водоемов и др. Наличие природных ресурсов — лесных насаждений, живописных ландшафтов, зоо-вольерного комплекса — позволяет познакомиться поближе с флорой и фауной парка, провести наблюдения за животными, ознакомиться с редкими растениями в дикой природе, изучить лекарственные растения и т.п.

Основной целью данной экологической тропы является ознакомление посетителей с природными особенностями, структурой и функционированием парка, которое осуществляется через практическую деятельность в виде учебно-познавательных экскурсий по тропе, самостоятельных исследований, последующего описания экологической тропы и т. д. Результаты работы на тропе могут найти отражение в научно-исследовательских работах школьников, курсовых и дипломных работах студентов.

Таким образом, в рамках данного маршрута можно реализовывать различные школьные программы по биологии, географии, экологии, природоведению и другим образовательным предметам.

Данный маршрут может занимать один или несколько дней. К примеру, если в рамках образовательной программы проводятся какие-либо исследования (в рамках школьной программы или вузовской), то данный маршрут может быть 3—4-дневным с обязательными остановками для проведения намеченной работы. Для проведения краеведческих исследований можно использовать как природные объекты, так и объекты историко-культурного содержания: городище, могильник.

Временная протяженность маршрута вызывает необходимость организации стоянки или палаточных лагерей, к примеру, на озере Центральном, затем в районе д. Радовище, затем у д. Старое. Использование данных пунктов в качестве мест стоянок является наиболее целесообразным, так как они входят в зону обслуживания посетителей, и размещение в них было бы удобным еще и с точки зрения безопасности.

Часто можно встретить еще одно направление учебных экологических троп — с элементами овладения различными навыками, которые могут пригодиться в жизни: ориентирование в лесу, выбор места для бивака с учетом всех особенностей местности, установление палатки, разжигание костра, знание лекарственных растений и т.д.

Данный маршрут также является многодневным (3–4 дня). Особенностью данного вида учебной экологической тропы является то, что прохождение по ней требует использования услуг проводника-экскурсовода, который даст всю необходимую информацию по объектам маршрута и расскажет о навыках туристской подготовки. В начале маршрута должен быть проведен инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в лесу.

В связи с установленными целями необходимо маркировать и оборудовать тропу. Во-первых, необходимы оборудованные стоянки, так как именно они являются платформой для проведения различных исследовательских работ, обучения навыкам туристской подготовки. Во-вторых, так как это учебная (образовательная) тропа, то необходимо установление информационных щитов и указателей, которые являются одной из форм повышения информативности маршрута.

Как форма обучения экологическая тропа имеет ряд преимуществ перед другими типами, так как:

  • связана с посещением дикой природы;
  • предполагает активное приобретение знаний и навыков;
  • воспринимается не в процессе мероприятий, приуроченных к определенному месту (школе) и времени, следовательно, снижается вероятность возникновения заранее негативного настроя у учащихся.

И, наконец, третьим типом экологических троп является познавательно-туристская экологическая тропа. Протяженность этого типа троп колеблется от нескольких десятков до сотен километров, соответственно колеблется и длительность путешествия.

Обязательным условием познавательно-туристской тропы является проведение инструктажа по технике безопасности и правилам поведения на маршруте.

Целью данного типа троп является процесс познания в рамках ознакомления, исследования и т.п., сопряженный с физическими нагрузками.

Так как тропа имеет довольно большую протяженность, каждый участок прохождения снабжается картой маршрута. Предполагается, что участники знают систему обозначений, если нет, то этот пункт должен быть включен в программу инструктажа.

Посетители находятся на тропе в сопровождении проводника или проводника-экскурсовода, который дает всю информацию об объектах на пути следования. Но в рамках самодеятельного туризма посетители могут идти самостоятельно, пользуясь путеводителями.

НП «Орловское полесье» имеет большие возможности в организации и проведении данного вида экологической тропы, так как территория парка составляет 84,2 тысячи га, на которой находятся разнообразные уникальные объекты природного, исторического и культурного характера. В качестве основы для создания познавательно-туристской тропы можно использовать часть объектов маршрута «Ландшафты полесья» (конный маршрут).

Так как данный вид троп сопряжен с преодолением больших расстояний, то можно использовать разнообразные средства передвижения: велосипеды, лошадей; зимой — сани.

Если проводить прохождение этого маршрута в рамках спортивного туризма, то он может оставаться пешим.

В маршрут тропы можно включить такие объекты, как деревня Алёхино, поселок Жудрё, деревня Старое, деревня Радовище, село Ильинское, село Льгов.

Если в качестве средства передвижения по маршруту тропы выбраны лошади, то целесообразно начать передвижение из Алехино, так как там можно арендовать хороших лошадей.

Если экологическая тропа осталась пешеходной, то по маршруту можно отправиться из поселка Жудрё, до которого следует автобус (от Орла до поселка Хотынец, а затем пересадка на автобус до пос. Жудрё).

Отрезок маршрута проходит по зоне экологического воспитания и зоне восстановления ландшафтов, где можно посетить могильник у деревни Алёхино, исток реки Обельны, увидеть полевые ландшафты, леса, древесно-кустарниковые насаждения, расположенные на землях агрохозяйственного использования, не входящих в другие зоны. Участники познакомятся с природными ресурсами территории, живописными ландшафтами. Также здесь можно затронуть вопросы о значении и последствиях мероприятий по хозяйственному вмешательству в процессы естественного развития лесных сообществ, мероприятий, направленных на создание условий для отдыха посетителей; мер по предупреждению дальнейшего распада ослабленных насаждений и улучшению условий обитания животных, по благоустройству территорий и профилактике лесных пожаров.

Затем маршрут тропы переходит в зону рекреации — в поселок Жудрё, где должны быть обеспечены все условия для кратковременного отдыха участников тропы. Здесь же туристы могут посетить зоовольерный комплекс, где представлено более 30 видов животных и птиц.

В программу остановки в данном пункте маршрута тропы можно включить прохождение по познавательно-прогулочной экологической тропе.

Далее маршрут следует в деревню Старое, которая также является центром туристского обслуживания. По пути, по желанию посетителей, могут быть сделаны остановки для сбора ягод, рыбной ловли и др. Можно познакомиться с особенностями лесных ландшафтов, видовым разнообразием растений, водными сообществами (пруды у деревни Старое), местами гнездования птиц, к примеру, на данной территории встречается глухарь, и мн. др.

После отдыха в деревне Старое участники туристской тропы отправятся в деревню Радовище. По пути можно организовать изучение лекарственных растений, занесенных в Красную книгу. Наиболее ярким представителем растительного мира на данном отрезке маршрута является сон-трава. Помимо знакомства с природными ресурсами посетителей ожидает знакомство с историко-культурными объектами: городище и могильник Радовище.

Далее из деревни Радовище посетители отправятся по маршруту в село Ильинское. Село не является центром обслуживания посетителей, но имеет ряд интересных и уникальных объектов.

В рамках изучения истории родного края можно дать информацию о военных сражениях 1943 года, которые происходили на территории села.

Этнографический музей села Ильинского, часто называемый «крестьянской избой», является единственным музеем такого плана на территории полесья. В музее представлены предметы крестьянского быта, традиционный народный костюм жителей полесья, различные археологические находки, предметы народных ремесел и др.

Уникальность этого музея в том, что там не только расскажут и покажут, но и споют. Село Ильинское знаменито еще и своим народным ансамблем «Калиновый садок».

Затем маршрут следует в другой центр обслуживания посетителей — село Льгов.

Село Льгов впервые упоминается в писцовых книгах в 1626–1627 гг. Интересной информацией для туристов будет история села. Также можно познакомиться с церковью во имя Св. Живоначальной Троицы, построенной в 1765 г. крестьянином князя Дмитрия Владимировича Голицына — Тарасом Вавиловым.

Здесь можно использовать материалы портфеля экскурсовода и представить участникам зарисовки старой церкви, так как после восстановления она была несколько изменена. Первоначальный вариант церкви относился к классическому стилю середины XIX в. В ходе археологических исследований в 1991 г. были обнаружены остатки селища XV–XVII вв.

В посещение данного пункта экологической тропы можно включить знакомство со Льговским лесничеством, на территории которого встречается один из самых редких видов хищных птиц, внесенных в Красную книгу России, — орел-змееяд.

Далее маршрут возвращается в деревню Радовище, затем в поселок Жудрё и в поселок Алёхино, где и заканчивается экологическая познавательно-туристская тропа.

Одним из основных условий организации и проведения данной экологической тропы является ее маркировка и оборудование мест стоянок, наличие карты-схемы маршрута, брошюр и буклетов, что позволит посетителям обойтись без проводника.

Данная тропа соответствует общей цели познавательно-туристской тропы: она дает определенные физические нагрузки (в зависимости от средства передвижения они могут увеличиваться или уменьшаться) и удовлетворяет потребности людей в познании природы (по средствам изучения и ознакомления с природными объектами), а также историко-культурного потенциала орловского края.

Национальные парки стараются решать проблемы, связанные с использованием охраняемых территорий в рекреационных целях, различными методами, ибо в настоящее время национальные парки имеют не только природоохранное значение. Благодаря разработанным учебно-образовательным экологическим программам формируются знание и правильное отношение к природе.

Изучение практических наработок дает возможность сказать, что появляется большое количество учебно-образовательных программ для школьников. Именно в этом возрасте необходимо проводить экологическое образование и воспитание. Эти программы имеют не только спортивный характер, как, например, походы, палаточные лагеря, ориентирование и т. д., но и познавательный. Детей обучают не только правилам поведения в лесу, но и дают навыки, которые могут пригодиться в жизни: разведение костра, знание лекарственных растений и их свойств, умение ориентироваться по природным знакам и многое другое. Кроме этого, школьники получают знания о природе родного края.

Изучение ресурсов НП «Орловское полесье» позволяет сделать вывод о том, что возможности данного национального парка очень большие. Обширные территории насыщены не только природными памятниками, но и географическими, культурными объектами и живописными местами. Все это дает возможность для разработки разнообразных экологических троп различной тематики и направленности.

 

Л.И. Губарева

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры сервиса и туризма ОГУ.

 

Н.П. Рудникова

старший преподаватель кафедры сервиса и туризма ОГУ.